victorvm
Зарегистрирован: Сб 15 Март 2025, 16:22
Сообщения: 33
Регион: новосибирск
|
Добавлено:
Вс 30 Март 2025, 18:24
|
  |
Продолжая тему о архитекторе Петре Михайловиче , хочу привести статью
ПАМЯТНИК ЕМУ — ГОРОД. Есть деяния – величие которых прославляют в веках и ... статье: Мильков В.И., Мильков В. В. Садки // Московский журнал. 2012. № 6 ...
https://www.leocdn.ru/uploadsForSiteId/200898/content/b43f2abf-a489-4366-8f71-dd21053b6565.pdf
.............. Рукописное наследие Петра Еропкина после его гибели постигла печальная судьба. После ареста пропал первый, собственно авторский вариант
трактата. Черновик перевода Палладио, к счастью, сохранился,
переплетенный с бумагами «Должности Архитектурной экспедиции». Но
только черновик! Не дошел до нас в полном составе и проект «О
поправлении русских государственных дел». А. П. Волынский успел
уничтожить рукопись.
Не смотря на то, что имя репрессированного автора власти предали
забвению, причастность Петра Еропкина к текстам «Должности»
чувствуется во многих разделах. Трактат буквально пропитан идеями
петербургского градостроителя. Оно и понятно, в Комиссии не было равного
ему человека по философской образованности, не было никого другого,
обладающего столь обширной осведомленностью в достижениях разных
отраслей наук и художеств. Вклад Петра Михайловича в трактат столь
значителен, что если бы вынули из него заложенный Еропкиным фундамент,
трактат попросту бы рассыпался.
Главная идея трактата родилась из стремления зодчего преодолеть
несовершенство и неразбериху при организации строительства в ту
неблагодарную для созидания эпоху. Под пером главного зодчего Комиссии
о санкт-петербургском строении затребованный властями как инструкция
документ превратился в фундаментальный архитектурно-строительный
кодекс. В 30 главах «Должности» подробно расписаны функции и
обязанности архитектора, регламентированы принципы планировки города,
включая отвод мест, составление планов и наблюдение за строительством. В
качестве базового формулировался принцип государственного упорядочения
всего архитектурного дела. Проводилась мысль о высокой ответственности
градостроителя за качество и красоту своих творений. Критерий качества
39
работы архитектора по Еропкину определяется по формуле: пропорции,
крепость, красота. Эстетическому совершенству, по мысли Петра Еропкина,
должен способствовать союз архитектуры, скульптуры и живописи. Для
того, чтобы обеспечить Россию кадрами, которые способны реализовать
поставленные задачи, намечался план создания Архитектурной академии.
Скрупулезное внимание уделено технике, строительным материалам и
приемам, применяющимся в архитектурном деле. Многие строительнотехнические правила поясняются иллюстративно. Чисто ремесленная
сторона дела конечно важна, но вся ее детализация вдохновлялась высокими
задачами предназначения зодчества и зодчих.
В истории отечественной архитектуры то был первый русский
теоретический трактат, в котором утверждалось государственное значение
градостроительного искусства, излагалась программа централизованной
организации архитектурно-строительного дела. «Должность Архитектурной
экспедиции» положила начало русской архитектурной теории. В своих
положениях Еропкин опирался на существовавшую до него традицию.
Трактат включал изложение положений «славнейших» европейских
теоретиков Витрувия и Андреа Палладио. Видимо Петр Михайлович хотел
познакомить русских архитекторов с подлинными текстами классиков и
взялся за перевод на русский язык знаменитого трактата «Четыре книги об
архитектуре» Палладио.
Представление о кругозоре Петра Еропкина могла бы составить его
библиотека. Но и о ней мы не имеем точных и полных сведений. По описи,
сделанной при аресте, числится 319 книг. Исследователи полагают, что то
была «рабочая библиотека» зодчего. 30 книг по архитектуре, среди них как
редкость, книги по архитектуре военной. В библиотеке имелась техническая
и математическая литература, книги по точным наукам, сочинения об
античном мире и Италии. Многие издания на итальянском, французском и
немецком языках, которыми владелец библиотеки владел в совершенстве.
Интерес к истории и архитектуре древнего Рима и милой сердцу Италии —
понятен. На италийской земле, у подножия прославленных творений
античных зодчих и художников, брал начало корень «художества»
40
Еропкина, его первоначальное архитектурное образование, которое не
прекращалось потом всю жизнь. Где-то рядом с «Введением в древнюю
республику Римскую», «Уставами бедных болонских монахов», стояло на
полке и «Новое описание италианских путешеств», и «Дант с новым и полезным толкованием». В библиотеке имелись древнерусские летописи, которыми пользовался как драгоценными историческими источниками
В. Н. Татищев. Из свидетельств первого русского историка мы об этом знаем
точно, но летописи в опись не е попали. Зато в перечне, составленном
небрежно и безграмотно, упоминаются «комментари о Москве две книги».
Поражает широта культурных и научных интересов этого человека,
интересовавшегося разными областями человеческого знания и
углублявшегося в историю человеческой культуры от античных времен до
ХУП столетия. Специалисту и гражданину гуманитарная литература, как
можем видеть, была не менее важна, чем узко профессиональные работы.
К большому сожалению, не найдены личные бумаги Петра Еропкина,
отчего так скудны наши представления о биографии этого замечательного
человека. Но то, что мы знаем о Петре Михайловиче, позволяет говорить о
нем, как натуре высоко одухотворенной, углубленно осознающей свое место
и предназначение в обществе, на родной земле. Удивительная личность!
Такие люди являются раз в столетие. Бироновские сатрапы знали, кого
возводили на плаху.
В пантеоне славных разумом патриотов России Петр Еропкин занимает
одно из самых достойных мест. Он создал город по величественной красоте
и стройности архитектурных ансамблей славный своей неповторимостью во
всем мире. Совершил подвиг гражданина столь же великий и дерзновенный,
сколь прекрасен и смел был его созидающий на века зодческий замысел.
Работа Петра Еропкина в Комиссии о санкт-петербургском строении
вечной славой увенчала художнический гений одного из самых
замечательных «птенцов гнезда Петрова». Еропкинский план Петербурга —
творение века, одно из высших достижений XVIII столетия в
градостроительстве. Он выдержал испытание временем, сохранив в своей
основе планировку, заданную его творцом.
41
Пока не написана детальная повесть о жизни и подвиге архитектора Петра Еропкина. Нет посвященных творчеству Еропкина монографий. Еще не
поставлено ему памятника на родной земле Подмосковья. Нет памятника
Еропкину и в городе на Неве, который обязан ему своей красотой и
органической согласованностью планировки с природным окружением.
Только сам град Великого Петра остается бессмертным памятником творцу
его, свершившему за три года неслыханную в мировой практике градостроительную работу. В этом, наверное, и есть самым убедительный знак в
судьбе знаменитого зодчего.
Рукописные работы и чертежи архитектора П.М.Еропкина могли исчезнуть и появится уже у других авторов , позже. Но вот идеи , и разработки автора были воплощены в жизнь , иначе быть не могло , так как он находился в рабочем контакте со строителями и архитекторами , чиновниками .
В "летописи открытий и изобретений .."
Говорится , что в 1736 году начали строить в России кирпичные , теперь употребляемые , изнутри топимые печи, ......
Мы видим , что печи в момент написания трактат- кодекса начали строиться , а вот что в них было нового , не совсем понятно . Только ли конструктивные особенности печей были новы или же цепочка конструктивных решений печного строительства позволила строить печи нового типа .
Начнем с того , что было до этого - .... Прежде того времени имели в России голландские , изразцовые печи.
Голландские печи.
Камин из Голландии . 18 век.
https://vk.com/@696157252-kamin-iz-gollandii-18-vek
Рождение «голландской» печи в России.
Воспользуюсь информацией с сайта kaminline.ru/stati/rozh....
Первое упоминание о «голландской печи» относится к в 1644 году. Надпись о такой эффективной обогревательной системе находится на столпе в городе Вестзаане. Петр Великий, пребывая в Нидерландах в 1697 году в городе Зандаме, не мог увидеть «голландки» в их классическом виде. Так как в то время в этой стране были широко распространены обычные большие камины «haard» с глазурированной отделкой.Поэтому известная нам всем искусно отделанная отдельно стоящая голландская печь – это на самом деле адаптированный под российские вкусы и условия эксплуатации нидерландский камин с объёмной топкой. Так что в этом случае произошедшая ассимиляция открыла удивительный простор для творчества русских печников.
Сведений о надписи не нашел подвердить такое немогу , а в остальном вполне соответствует.
В нучной статье Е. А . Авдеевой
Отопительные приборы первой четверти XVIII в.на примере дворцов А . Д. Меньшикова в Петербурге и пригородах.
file:///home/vm/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB/3/Andreeva_04.pdf
www.forumhouse.ru/attachment...
Наблюдаем схожую информацию. Как все же понять о какой констукции идет речь , что за печь и печь ли это , почему именно голландский камин был транформирован. Отопопление дома с помощью огня под высоким вытяжным колпаком было мало эффективно.Кроме того высоко размещенный колпак дымохода создавал сильное задымление .Неприятное задымление было вызвано высоким колпаком и плохой подачей кислорода, поскольку огонь разводился на самом низу. Красота , ушла на второй план. Что же предприняли голландские мастера , посмотрим . В России мы вряд ли сможем , что то найти посмотрим в Голландии ведь голландские мастера возрашались домой и наверняка приобретенный опыт и знания применяли у себя дома .
nl.wikipedia.org/wiki/Schoo...
beeldbank.cultureelerfgoed.nl/rce-mediab...
Русская печь в Голланди , а у нас голландская .Смотрим - Описание
Интерьер виллы, русская печь с терракотовым антаблементом, рельефом и каминной полкой
beeldbank.cultureelerfgoed.nl/rce-mediab...
beeldbank.cultureelerfgoed.nl/rce-mediab...?
beeldbank.cultureelerfgoed.nl/rce-mediab... asc
Строили у нас , что то подобное . Рассмотрим проект архитектора Коробова
www.prlib.ru/item/13335...
В проекте на разрезе правого крыла здания наблюдаем два камина(или каминопечи) .
Более наглядно такой тип конструкции можно посмотреть на
архитектурном сайте Санкт-Петербурга в теме - Старинные печи и камины forum.citywalls.ru/topic371.html
Вывод можно сделать однозначный "голландская печь" , это голландский камин трансформированный в каминопечь , голландскими , а возможно и русскими печниками или архитекторами
Дополнительный материал - " Голландская печь" - исторической поиск на форуме - www.forumhouse.ru/threads/53...
На сайте www.prlib.ru/section/13... находится папка с подборкой различных печей , в том числе и похожая на печь и на камин . Вырезка из чертежа файл - Светлица 2 , старый опыт бывает полезен , вероятно рассматривался и изучался.
https://vk.com/id696157252
|
Описание: |
|
Размер файла: |
198.13 КБ |
Просмотров: |
44 раз(а) |

|
Описание: |
|
Размер файла: |
88.72 КБ |
Просмотров: |
37 раз(а) |

|
|
|
victorvm
Зарегистрирован: Сб 15 Март 2025, 16:22
Сообщения: 33
Регион: новосибирск
|
Добавлено:
Пн 31 Март 2025, 05:43
|
  |
Из описания в научной статьи
Е.А. А н д р е е в ой
ОТОПИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в.
на примере дворцов А.Д. Меншикова в Петербурге и пригородах *
....Большой Ораниенбаумский дворец, а точнее его центральная часть, был заложен ле-
том 1711 г. Второй этап строительства дворца начался в 1716 г. С этого же года отделывались
многие интерьеры центрального корпуса 43 .
В этом дворце было большое количество каминов. Так, из 15 жилых палат цен-
тральной части парадного этажа 11 отапливались каминами. Камины были и во фли-
гелях. Кроме того, здесь также были установлены оригинальные по своему устройству
отопительные приборы камино-печи, которые отличались от обычной печи широким и
высоким топочным отверстием, наподобие каминов. Смысл их состоял в том, что они,
имея внешний вид более близкий к камину, держали тепло своей нагретой массой прак-
тически как печи. Такие камино-печи были установлены в обеих «передних» палатах
дворца 44 . В описи 1728 г. они названы «комен, над ним печь». Описание следующее:
«... убраны плитками галанскими. Капители и гзымзы местами позолочены и высеребря-
ны. При оной печи мешечик и щетка лаковой работы. У оного мешечка трубка медная
и обита медными гвоздми» 45 . Более подробное описание этого отопительного прибора
содержится в описи 1745 г.: «...камин с печью... убран з галанскими ж с лица плитками,
полуцикрульной, при оном карниз по местам и впадины вызолочены местами, да по
обе стороны того комня на пиодесталах пилястры коринтического ордера с резными
золочеными капителями и с их украшениями из дерева, которые выкрашены голубою
краскою, да в тех же пилястрах имеются каналеты, в них местами вызолочено» 46 . Как
отмечает М.А. Павлова, в обеих «передних» в другом углу был поставлен шкаф, оформ-
ление которого повторяет декор камино-печи: «...по обе стороны того шкафа со стороны
зделаны пилястры, подобно как у камина» 47 .
Можно сказать , что " Голландскими " печами первовоначально и называли усовершенствованные голландские камины ( [/url] https://geschichte-der-fliese.de/norden4.jpg [url]). В дальнейшем из-за внешней схожести "Голландских " печей и печей " Топимых изнутри " это название закрепилось и за новыми печами . А трагические события произошедщие в Санкт - Петербурге , и приведшие к ужасной казни архитектора П.М.Еропкина и ссылке в сибирь его помощника и друга Ивана Яковлевича Бланк (российский архитектор немецкого происхождения, отец архитектора К. И. Бланка. Известен постройками Знаменской церкви в Царском Селе, Троицкой церкви в Красном селе, фонтанов «Шахматная гора» и «Римские фонтаны» в Петергофе - https://golnk.ru/kOO47) , еще больше закрепили такое название за печами в то время . Думаю , что никто бы не осмелился говорить в то время о создателе этих печей.(Участники заговора были подвергнуты пыткам и приговорены к смертной казни. 27 июня 1740 года казнь состоялась на Сытном рынке близ Петропавловской крепости . Тела казненных без церковного обряда были захоронены у ограды Сампсониевской церкви. Их имущество было конфисковано, а обширная библиотека Еропкина передана Академии наук.)
В дальнейшем , уже в присвоенных и опубликованных работах " Фурнологами" под своим именем приводятся сведения о строительстве "Голландских" печей голландскими мастерами . Но говорить о голландских мастерах в конце 18 века , как о недавно присходящем , по моему не очень корректно . Вот для начала 18 века (36 -40 г) в самый раз , уже в этот период голландских мастеров практически не осталось. В работах архитектора П.М.Еропкина об этом вполне уместно , и в соответсвии времени было написано.
|
Описание: |
Голландия .Фонд «Мизерикорд» «Дом в саду» Капуцийненстраат |
|
Размер файла: |
87.08 КБ |
Просмотров: |
26 раз(а) |

|
Описание: |
Е.А. А н д р е е в а ОТОПИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в. на примере дворцов А.Д. Меншикова в Петербурге и пригородах |
|
 Скачать |
Название файла: |
Andreeva_04.pdf |
Размер файла: |
341.25 КБ |
Скачено: |
42 раз(а) |
|
|